ОТ ХОХМЫ ДО ПРИТЧИ: ПРОСТРАНСТВО СВЕРХКОРОТКОГО КИНО

Еще лет десять назад сверхкороткий формат был «маргинальной зоной»: вотчиной арт-экстремалов и киношников-дилетантов. И в самом деле, какую фабулу можно раскрыть за шестьдесят секунд? Анимировать карикатуру, инсценировать анекдот. Но пригоден ли лаконичный формат для более дерзких задач, для серьезных, замысловатых жанров? Фестиваль сверхкороткого фильма сумел доказать – смысловое пространство миниатюры таит в себе множество разнообразных возможностей и разнородных потенций. Конечно, сама форма диктует автору определенные ограничения. Сюжет должен быть по возможности внятен, послание считываться легко. Драматургия такого кино достаточно простодушна, задают ее элементарные паттерны: зрительная обманка, повествовательный трюк, комический гэг, парадокс.
Раскрытию возможностей сверхкраткого метра во многом способствовал интернет. Сеть формировала запросы аудитории. Компактный формат удобен для бытования (размещения и просмотра) в социальных сетях, на профильных сайтах и на YouTube. С годами расширился жанровый спектр «миниатюр», их авторам стали тесны рамки комического. Программа 11 фестиваля Сверхкороткого фильма напоминает мозаику - тем, стилей, идей. В ней уживаются хохмы и притчи, высоколобый стёб, политическая сатира, трейлер к несуществующему триллеру, импрессионистические этюды, апокалиптические видения, попытки самоанализа, размышления о самобытности родственных медиа: видео и кино. Рукодельная анимация соседствует с компьютерными коллажами. Игровое – с документальным. Компактный формат миниатюры оказался вполне пригоден для неигрового кино. Безмолвные, почти абстактные, фильмы, истории без центральных героев становятся в стык с портретами примечательных индивидов (образ - через монолог).
Конкурс этого года отличает отполированность - тщательность в отделке работ. Процент сырого, шероховатого, спонтанного кино – во вкусе панка или арт-брют – невелик. Возможно, это связано с повышением качества снимающих гаджетов, с проникновением в массовый обиход хитрых монтажных программ. А возможно – с тенденцией стилистической мимикрии. Сверхкороткие фильмы прикидываются то рекламой, то новостным репортажем. Пародируют стереотипы телевизионных жанров, используют привычные схемы, как оболочку для критического послания или концептуальных игр.
Многие из конкурсных фильмов ведут свою родословную от галерейных перформансов. Элементарные действия безымянных актантов работают на остраннение обиходной среды. Утратив опору на здравый смысл, внутрикадровая реальность принимает как должное логику нонсенса, законы абсурда. Забавно, что среди персонажей подобных работ находится место и неодушевленным предметам - вот заводная фигурка барана с завидной настырностью таранит лбом объектив…
Авторы сверхкоротких картин обращаются и к мифологии большого кино. Адаптируют для собственных целей его «иконы» - набор визуальных клише, легко опознаваемых аудиторией. В фестивальной программе есть примеры подобного присвоения. Фигурантами концептуальных миниатюр становятся персонажи «Сталкера», «Неуловимым мстителей» и «Андалузского пса». В переработку идут фрагменты из культовых фильмов – аутентичные кадры воспринимаются новым автором, как реди-мэйд.
Время уже доказало жизнеспособность сверхкороткого формата. Выяснилось, что киноминиатюра – нечто большее, чем никчемный курьез, нечто более значимое, чем забава для аутсайдеров. Пространство сверхкороткого фильма – зона взаимообмена. Перетекания творческих навыков и доктрин. Точка схождения визуальных искусств: кинематографа, сетевого и галерейного видео.

Сергей Анашкин, кинокритик

 

 

 

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

анимация
"Мертвые души", Антонина Баевер, Россия_Москва
"Дуэль", Павел Серебряков, Россия_Киров
"Чем это так воняет?", Наоми Кнафф, Рауль К. Андрес, Канада_Торонто
"Ночные огни", Марина Мошкова, Татьяна Мошкова, Россия_Санкт-Петербург
"D:\Program Files\_\Aplication\Default Img", Олег Елагин, Россия_Самара
"Новые нормальные", Александр Петрелли, Россия_Москва
"Хулиганская выходка 4d на фасаде МГУ", Алексей Крылов, Россия_Москва
"Бедная Аурелия", Мартина Меркель, Педро Феррейра, Португалия_Порто
"Отдохни", Наталья Мирзоян, Россия_Санкт-Петербург
"Премьера", Цветан Крастев, Болгария_Варна
"Берегись!", Михаил Шмаке, Германия_Берлин
"Приключения Прохора и Пузо", Кол Белов, Россия_Москва
"Фелин Хели", Крис Довкин, Шри Ланка_Кенди
"Закрома", Михаил Максимов, Россия_Москва
"Реклама тела", Дмитрий Венков, Россия_Москва

видео
"Искусство - это не **й собачий", Артем Лоскутов, Россия_Новосибирск
"Я часто думаю о пионерах видеарта", Антонина Баевер, Россия_Москва
"Лицом к лицу", Влад Чиженков, Россия_Москва
"Displacement",Вика Ушканова, Россия_Москва
"Чудо", Леонид Харламов, Германия_Киль
"Таз", Михаил Лежень, Россия_Саратов
"Котики", Григорий Хишко, Россия_Москва
"Пара парней с безумным страхом деревьев", Сергей Шевцов, Беларусь_Новополоцк
"Они существуют", Михаил Назаров, Россия_Москва
"Жанна и Жанна", Евгения Шливко, Россия_Нижний Новгород
"Это не Сталкер", Павел Карыхалин, Россия_Москва
"Однажды в сувенирной лавке", Владимир Селезнев, Россия_Екатеринбург
"Пассажиры", Матти Хавенс, США_Скэйнетлес
"Как я проспал это лето", Алексей Мандриков, Россия_Москва
"Фигура #1: Стабильность", Радя, Россия_Екатеринбург
"Изида", Анжей Старжевски, Польша_Варшава
"С Добрым утром!", Алексей Захарченко, Россия_Ростов на Дону
"Гендерная идентичность", Вика Бегальская, Россия_Москва
"Сукин сын", Александра Кузнецова, Россия_Москва
"Жест любви", Диего Мигуэль де Оливера Родригес Пессоа де Андраде, Португалия_Лиссабон
"Семейный портрет", Андрей Старуила, Великобритания_Эдинбург
"Пятнашки", Соня Румянцева, Россия_Москва
"Я - аллея", Мария Орнаф, Польша_Познань
***, Елена Горбачева, Россия_Москва
"Ваза", Джереми Ньюман, США_Мт. Лаурель
"Люби Майя", Сергей Дубовец, Украина_Ужгород
"Смертное", Илона Симонова, Россия_Москва
"Восход", группа Куда бегут собаки, Россия_Екатеринбург

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Программа фестиваля 1 минутного видео "VIDEOMINUTO" , Флоренция

 

ЖЮРИ ESF 2013

Надежда Бакурадзе, арт-директор Канского фестиваля, Москва
Бакур Бакурадзе, режиссер, Москва
Георг Бреуш, фестиваль Видеоминуто, Флоренция
Борис Куприянов, издатель, Москва
Карина Караева, куратор, Москва
Елена Ороз, куратор, Барселона
Дарья Ткачева, культуролог, Киров
Аристарх Чернышев, медиа художник, Москва

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ ЖЮРИ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ ESF'13

 

лучший фильм в номинации ВИДЕО: "Фигура #1: Стабильность", Радя, Россия_Екатеринбург  

 

 

 

 

лучший фильм в номинации ВИДЕО: "Я часто думаю о пионерах видеарта", Антонина Баевер, Россия_Москва

 

 

 

 

лучший фильм в номинации АНИМАЦИЯ: "Отдохни", Наталья Мирзоян, Россия_Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

специальный приз от издательства Фаланстер "За бережное отношение к мифам и фальсификацию истории"
лучший фильм в номинации АНИМАЦИЯ: "Закрома", Михаил Максимов, Россия_Москва

 

 

 

 

специальный приз: "Хулиганская выходка 4d на фасаде МГУ", Алексей Крылов, Россия_Москва

 

 

 

 

 

специальный приз: "Смертное", Илона Симонова, Россия_Москва

 

 

 

 

 

специальное упоминание: "Пассажиры", Матти Хавенс, США_Скэйнетлес

 

 

 

 

 

специальное упоминание: "Восход", группа Куда бегут собаки, Россия_Екатеринбург

 

 

 

 

 

специальное упоминание: "Таз", Михаил Лежень, Россия_Саратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ESF на You Tube